Фабрика-кухня завода «Динамо» 2018-03-02T20:01:34+00:00

Project Description

Фабрика-кухня завода «Динамо»

Среди сооружений системы коммунально-бытового обслуживания в середине 20-х годов возник новый тип здания – фабрика-кухня. В основе замысла лежало стремление обобществить, централизовать наиболее трудоемкие процессы быта. Общественные столовые создавались уже в начале десятилетия. Однако небольшие и не имевшие специального оборудования, они не оправдали надежд, которые на них возлагались. В 1925 году в Иваново-Вознесенске было впервые создано крупное механизированное предприятие, готовившее еду для столовых. По примеру ивановцев в Москве стали создавать фабрики-кухни, строя для них специальные здания.

Строительство фабрик-кухонь имело немалое значение для вовлечения женщин в производство. Предполагалось, что особую роль будут играть обширные столовые, так как питание станет коллективным, превратившись в новую форму социального общения. Однако эта сторона идеи оказалась нежизненной – фабрики-кухни были эффективны прежде всего как централизованные производства, обслуживающие сеть столовых на предприятиях и небольшие общедоступные учреждения питания.

Одной из таких была фабрика-кухня завода «Динамо», которая снабжала обедами рабочих большого московского предприятия, многие из которых жили неподалеку в заново отстроенных кварталах Ленинской Слободы. Примечательно, что на этом же месте до революции находился трактир Судакова для рабочих этого же района.

Фабрика-кухня имеет сложную форму в плане, обусловленную не только организацией технологического процесса, но и выигрышных положением на пересечении двух улиц под острым углом. Часть элементов фабрики-кухни закруглена, и на перекресток выходит большой цилиндрический объем. В целом можно сказать, что она имеет черты, свойственные многим общественным зданиям своего времени, такие как этот цилиндр, а также вертикальное окно лестничной клетки, большие остекленные поверхности горизонтальных окон.

*Московский завод «Динамо» им. С.М. Кирова был одним из крупнейших предприятий СССР и производил электродвигатели для городского транспорта, подъемных кранов, экскаваторов, морских судов и т.д. Основан завод в 1897 году на базе бельгийского акционерного общества.

В статье использованы материалы из книг «Архитектура Москвы XIX век», А. Иконников (М.: 1984) и «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки», Н. Васильев, Е. Овсянникова (ABCdesign, 2014). 


Адрес

г. Москва, ул. Ленинская Слобода, 17


Архитектор

Архитектурная мастерская Нарпита


Дата

1920-1930


Окрестности