Корпуса завода АМО ЗИЛ 2018-03-02T20:57:22+00:00

Project Description

Корпуса московского автомобильного завода ЗИЛ

В разные годы имел названия: завод Автомобильного московского общества (АМО), завод Автомобильного московского общества им. Г.Ферреро, 1-й Государственный автомобильный завод, завод имени Сталина (ЗИС), с 1956 года завод имени И.А. Лихачева, сокращенно — ЗИЛ.

Основными инициаторами строительства завода были братья Степан Павлович и Сергей Павлович Рябушинские (русские предприниматели, меценаты, старообрядцы) и А.И. Кузнецов (член правления Московского банка, директор Товарищества Переяславской мануфактуры, член правления Туркестанского торгово-промышленного товарищества «К.М. Соловьев и К»), которые планировали развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» образца 1915 года, а также легковых автомобилей по иностранной лицензии. Но произошли Февральская и Октябрьская революции. В 1918 году АМО был национализирован под предлогом срыва контракта с военным ведомством. Завод был превращен в мастерские по ремонту грузовиков иностранных марок. Там же налаживалось производство моторов для танков. В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик Autocar-5S грузоподъемностью 2,5 т и завод был в 1931 году запущен, получив имя И.В. Сталина (ЗИС).

В 1916 году был заложен Московский автомобильный завод, после чего началась его сложная и долгая история. Этим обусловлена разнохарактерная архитектура огромного комплекса. Постройка завода велась под руководством выдающихся инженеров своего времени А.В. Кузнецова и А.Ф. Лолейта, а фасады некоторых дореволюционных корпусов в неоклассическом стиле разрабатывал молодой М.С. Мельников.

Послереволюционные корпуса завода растянулись вдоль Автозаводской улица на 750 метров и заняли огромную территорию к югу от нее. Их строили с 1920-х годов почти непрерывно. Для архитектуры авангарда характерно четырехэтажное административное здание, в котором находится 1-я проходная завода (завод имеет и другие проходные). Правая часть этого здания – с ленточными окнами и лоджией, в которой организован вход.

Внимание привлекают также два симметричных корпуса с полностью остекленными уличными фасадами. Их угловые части – с башенными элементами, в которые вписаны ниши со сложной профилировкой. Таково было обрамление главного въезда на территорию завода, сделанного уже в архитектурной стилистике середины 1930-х годов.

Протяженный фасад 1-го инструментального цеха, также выходящего на Автозаводскую улицу, полностью остеклен и равномерно расчленен пилонами с нишами, предназначенными для неосуществлённой монументальной скульптуры.

В результате общая строчка зданий разных лет отражает не только перемену архитектурной моды, но и повышение статуса завода, ставшего в 1930-е годы ведущим предприятием СССР.

Сегодня на территории бывшего завода строится жилой квартал, корпуса завода не сохранились.

В статье использованы материалы из книги «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки», Н. Васильев, Е. Овсянникова (М.: ABCdesign, 2014).


Адрес

г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23; к.2, 5, 7


Архитекторы

В.А. Веснин (руководитель архитектурной мастерской Наркомтяжпрома), А.С. Кузнецов, К.С. Мельников, И.С. Николаев, А.С. Фисенко, Е.М. Попов, В.Н. Златолинский, М.М. Титов, инженеры А.Ф. Лолейт, М.С. Волчегорский и др.


Дата

1919–1921, 1928–1933


Окрестности